Что же представляет собой сам процесс консультирования?
Что же представляет собой
сам процесс консультирования? Как правило,
начинается он со знакомства, с беседы с клиентом о том, что привело его к
психологу. Установление контакта и беседа помогают психологу получить
представление о жизненной ситуации человека, обратившегося за помощью, в первом
приближении понять его проблему, а последующий более подробный расспрос -
сформулировать гипотезы относительно причин возникновения проблемного поведения
(если речь идет об этом) и возможных путей ее разрешения. Подобная беседа
полезна и для самого клиента - рассказывая, он получает возможность
анализировать, объяснять и оценивать роль и поведение каждого участника
проблемной ситуации.
На этом этапе, как правило,
происходит формулирование запроса, или цели работы с психологом. Это не такой
простой этап, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что часто на
консультацию к психологу приходят родители или другие родственники, недовольные
(и часто не без оснований) поведением своих близких. Как правило, дальше
поступает просьба проконсультировать проблемных родственников и убедить их
изменить свое поведение. Если на консультацию пришла вся семья, и всех волнует
создавшаяся ситуация, и все заинтересованы в изменениях, то препятствий для
работы психолога нет. Психолог консультирует семью, выявляет основные проблемы
и трудности, и, в случае необходимости, проводит коррекционные занятия
индивидуально или со всей семьей вместе. Но гораздо чаще бывает так, что сами
родственники ( брат, сын, дочь) никакой проблемы не видят и обращаться за
помощью к психологу не хотят. Иногда даже достаточно прямо заявляют инициатору
обращения: "У тебя проблема, а не у нас, ты и консультируйся".
Если отбросить обидную грубость
высказывания, то здесь есть большая доля истины. Если человек обратился за
помощью, то значит именно он больше всех страдает в данной ситуации и хотел бы
ее изменить, однако, не видит возможности повлиять на членов своей семьи. Часто
это происходит оттого, что мы упускаем из вида одну важную вещь: семья - это связанная
система, и все, что в ней происходит, происходит благодаря участию всех членов
семьи, и все они несут ответственность за семейное благополучие или
неблагополучие. И этот факт свидетельствует не о необходимости разделения вины
за происходящее - психолог никогда не поддержит процесс поиска виноватого в
силу того, что это - не просто бессмысленное с точки зрения достижения цели
занятие, не приближающее нас к решению, но еще и очень вредное - это еще больше
разобщает семью, способствует возникновению конфликтов.
Из факта
взаимосвязанности всех членов семьи можно сделать гораздо более оптимистичный
вывод: меняя определенным образом собственное поведение (раз уж больше желающих
не нашлось, это сделает самый мудрый), можно способствовать изменению поведения
других членов семьи. И тогда на место отчаянного запроса "Сделайте с ними
что-нибудь!" приходит вполне рациональный - например: "Я хочу
научиться вести себя таким образом со своими близкими, чтобы это способствовало
установлению в семье теплых, мирных отношений".
Вот здесь и
начинается самый ответственный этап психологического консультирования -
совместная выработка новых эффективных способов поведения, ведущих к
сформулированной цели.
Если
психолог работает с ребенком, страдающим, например, излишней застенчивостью и
страхами, он, может, например, попросить ребенка превратиться в известного ему
уверенного в себе персонажа книги или мультфильма и отправиться в ту проблемную
ситуацию, которая вызывала тревогу и страх. А может быть психолог
(предварительно позаботившись об атмосфере доверия и
безопасности), попросит нарисовать свой страх на листе бумаги, а потом наказать
его (например, посадить в железную клетку с замком) или превратить страшный
рисунок в смешной. В случае агрессивного поведения ребенка психолог может
сосредоточить свое внимание на выработке умения распознавать свои и чужие
эмоциональные состояния, будет отрабатывать умение справляться с негативными
эмоциями и плохим настроением без агрессии, умение учитывать при общении
настроение другого человека. Психолог может обучать такого ребенка навыкам
релаксации, аутотренинга, то есть умению расслабляться, успокаиваться, снимать
напряжение. Метода психолога работы разнообразны, и в газетной статье
невозможно описать даже малую их часть. Тем более, что методы часто рождаются
именно в конкретной ситуации, в работе с конкретной проблемой и конкретной
семьей, в сотрудничестве с самими детьми и их родителями.
Продолжительности
работы с психологом в разных случаях различна - от одной встречи до нескольких
месяцев систематических занятий, что может потребовать больших душевных сил, и
к этому тоже надо быть готовым. Помимо индивидуальных занятий, психолог может
предложить и групповые формы работы.
Как правило,
групповые занятия называются психологическими тренингами. Тренинг - значит
тренировка каких-либо качеств, умений, способов поведения. В
"психологическом пространстве" группы воспроизводятся реальные
ситуации, с которыми сталкивается человек в жизни. Здесь тоже надо вступать в
контакты с другими людьми, общаться, выполнять задания. Преимущества групповой
работы в том, что необходимые навыки могут тут же закрепляться в процессе
групповой работы, на практике. Каждый участник может увидеть себя и свои
проблемы с других точек зрения. Группа предполагает живой обмен опытом создания
и решения проблем. Переставая ощущать себя одинокими, участники групп учатся
друг у друга способности разрешать проблемы и справляться с трудностями,
осознавать возможности изменений.
Заканчивая далеко не полное описание
форм психологической помощи, хочется сказать, что работа с психологом
может подразумевать не только помощь в сложных жизненных ситуациях, но и способ
саморазвития и личностного роста.Кто я такой?
Зачем живу? Какой может и должна быть моя жизнь? В разных возрастах мы снова и
снова можем задавать себе эти вопросы и идти за помощью не для того, чтобы нам
на них ответили, а помогли найти эти ответы самостоятельно.