Суббота, 28.09.2024, 23:41
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Школа №25" г.Прокопьевска

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
К какой категории пользователей Вы относитесь?
Всего ответов: 700
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Ученикам » Другое

метод копилка
10.02.2019, 16:13

С чего начать целенаправленную работу по формированию
читательской самостоятельности в работе с книгой? Книга является объектом
изучения на уроках внеклассного чтения.
Перед чтением текста учащимся предъявлялется книга с яркими
иллюстрациями, необычного формата, неожиданными страницами-
вкладками, то есть такая, чтобы заинтересовала детей своим внешним видом.
Еще до чтения книги мы организовываем читательскую деятельность, в ходе
которой учащимся предлагалось рассмотреть книгу и отыскать ответы на
следующие загадки: о чем эта книга? кто будет говорить с читателем? Какие
события ждут главного героя? Такой подход, объединяющий интерес к
внешним показателям и поисковую читательскую деятельность, позволял
поддерживать интерес к книге, решать образовательные задачи –
формировать читательскую самостоятельность, последовательность в работе
с детской книгой, учить осуществлять осознанный выбор книги. Эти знания
необходимы для дальнейшей самостоятельной работы с книгой, иначе
ребенок «станет выбирать и читать книги без посторонней помощи,
задающей системность и целесообразность читательской деятельности, он
проявит не самостоятельность, а самонадеянность, т. е. свойство,
противостоящее самостоятельности».
Представляя школьникам книгу, нам важно, чтобы они увидели книгу
как инструмент для общения и собеседника, который до времени, пока мы не
начали с ним разговор, хранит чей-то опыт. Мы видим своей целью
показать, как надо действовать с этим объектом, чтобы книга «заговорила»,
чтобы отыскать его среди других подобных объектов; вводили детей в
широкий круг доступных книг. Таким образом мы приучали учащихся
применять полученные в классе знания на деле, чтобы формировать
привычку осмысленно «рыться в книгах», чтобы убедить в возможности и
плодотворности поиска нужных книг, а главное – чтобы в процессе поиска
дети наталкивались на ряд других книг, каждая из которых, поскольку
ребенок в нее вглядывается, с ней «разговаривает», может заинтересовать

его, пробудить в нем (или помочь осознать) его особые личные интересы и
возможности.
Как определила Н.Н. Светловская, основное условие, позволяющее
включить книгу в жизнь детей, состоит в том, чтобы научить их думать над
книгой, о ее содержании, о ее авторе, т. е. чтобы он свободно разговаривал с
любой книгой на особом книжном, но вполне доступном ему языке. А для
этого следует использовать закономерность, заключающуюся в характерной
для книг неразрывной связи формы и содержания, текста и внетекстовой
информации, которую нельзя нарушать при обучении детей
квалифицированному восприятию книг [там же].
Обратимся к примеру.
Учитель: Вот книжка-игрушка. Она фигурная, вырезана в виде
автобуса. Из окон автобуса выглядывают дети, собака, а на руках ребят петух
и клетка с попугаем. Мысленно вглядитесь в форму этой книжки, в
иллюстрации. Под ними размещен текст, которого я не привожу. И все же
попробуйте его вспомнить, напрягите память ‒ вы его, безусловно, не раз
слышали в детстве. Что-то знакомое, но не вспоминается? Тогда я вам
подскажу еще одну примету: в книге стихотворение... Опять не
вспомнили?.. Ну, хорошо, вот вам еще примета: это стихотворение
Михалкова. Снова никаких сдвигов? Тогда вот вам последняя примета:
стихотворение называется «Песенка друзей».
Ученики: «Мы едем, едем, едем в далекие края...»?
Приведенная беседа демонстрирует характер и последовательность
действий работы над книгой до чтения: выделить внешние приметы
содержания, сопоставить их друг с другом и по памяти ассоциировать
иллюстрации и надписи на книге с ее содержанием. Так формируется особое
специальное умение и жизненно важная читательская привычка. Однако
освоить это умение ребенок может только с помощью учителя в процессе
систематических упражнений.

Приведем фрагмент урока чтения, на котором при изучении
художественного произведения мы включили работу над внешними
показателями книги.
Тема урока: «Кот-ворюга» К.Паустовский.

1. Подготовка к первичному восприятию.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством
Константина Георгиевича Паустовского и прочитаем произведение «Кот –
ворюга». Обратите внимание на выставку книг Константина Паустовского.
В школьной библиотеке есть большая коллекция книг писателя, которые вы
можете прочитать в библиотеке или взять домой. С какими рассказами вы
уже знакомы?
Обратите внимание на следующие книги?

- Нам предстоит изучить рассказ «Кот-ворюга» Как найти этот рассказ в
книжке? Какие еще произведения содержатся в книгах с выставки?
- Почему автор так назвал свое произведение? О ком пойдет речь? Как вы
думаете, будет ли кот-ворюга отличаться от других котов? Чем будет
отличаться? Какой характер у кота? Какие повадки? Обложка какой книги
лучше всего объясняет название рассказа? Расскажите, чем «прославился»
кот. Как обложки книг помогают ответить на этот вопрос? Какая обложка
привлекла ваше внимание? Почему?
- Вспомните, какой была любимая тема К.Паустовского? Кто становился
главными героями в его рассказах? Можно ли сказать, что рассказы
К.Паустовского полны мягкого юмора, лиризма, теплоты. Как это

отображено в иллюстрациях? Чем закончится рассказ? Мы проверим ваши
предположения, когда прочитаем рассказ.
В дальнейшем для поддержания интереса к книге мы шли от
содержания книги к её внешним приметам. Так, незнакомая детям книга
показывалась только тогда, когда учитель прочитал произведение вслух,
проверил и убедился, что содержание прочитанного все дети освоили и не
просто поняли, а представили, мысленно увидели в деталях, задумались об
авторе. Поэтому на каждом занятии перед показом книги мы подчеркивали,
кто именно порадовал детей, кто написал для них такое прелестное
стихотворение или сочинил песенку, которую всем захотелось запомнить,
кто рассказал такую веселую, или, напротив, грустную, или героическую
историю и т. д. При таком подходе формировалась у детей привычка ставить
самим себе следующие вопросы: чем запомнилась книга? чем
заинтересовала? есть ли в книге понравившееся им произведение? Чтобы
ответить на него, дети внимательно вглядывались в иллюстрации, старались
увидеть на рисунках то, о чем только что слушали, и по деталям узнавали
знакомое произведение.
Отыскивание и прочитывание с помощью учителя «главных» надписей
книги помогает детям непроизвольно запоминать фамилию автора, заглавие
книги, которая читалась и рассматривалась на занятии, учит правильно
назвать ее. Закреплялись же все эти знания и умения в самостоятельной
деятельности после занятия, когда по сначала по нашему побуждению, затем
по своему желанию, пересматривая доступные ему книги дома или в
классной библиотечке, воссоздавая содержание прослушанного в классе
произведения по памяти и действуя так же, как на уроке, с учителем,
школьник пытался найти книгу такую же, или о том же (о чем слушали), или
(несколько позже) того же автора.
Возможность самостоятельно получить ответ от книги на свои вопросы
приводят к тому, что ребенок начинает испытывать практическую
потребность активно, без напоминаний и побуждений со стороны

знакомиться с книжным окружением, брать в руки каждую книгу, которую
видит, вглядываться в нее, вдумываться, а следовательно, выделять из
книжного окружения для себя какие-то другие книги, почему-то ему
интересные. Он учится ценить в книге ее содержание. Он старается поскорее
научиться читать и добивается успеха, так как все время пробует читать
заголовки, отдельные слова, предложения, чтобы перепроверить себя,
подтвердить свои догадки о возможном содержании книги, которую держит
в руках. Ученик осваивает основу правильной читательской деятельности –
начинать думать над книгой уже до чтения. Действуя с книгами и среди
книг, всматриваясь в них, он непроизвольно их запоминает и потому быстро
расширяет читательский кругозор. Деятельность с книгами и среди книг
быстро его развивает: авторы книг для него постепенно оживают, так как за
каждой фамилией встает теперь представление о книге этого автора в
единстве формы и содержания; чтение-рассматривание широкого круга
доступных книг создает прочный и разнообразный банк образов и эмоций,
активизирует воссоздающее и творческое воображение, без чего чтение
вообще не может быть полезным.

 

1. Смысловой вопрос

2. Выразительные средства
    Метафора - глагол+сущ в переносном значении (глаза загорелись)
    Эпитет - образное прилагательное (причастие) в переносном значении (изумрудная
зелень, сияющие глаза)
    Сравнение - союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО
    Фразеологизм - устойчивое словосочетание в переносном значении (видеть в розовом
свете, провалиться сквозь землю)
    Гипербола - преувеличение ( В этом котенке была вся ее жизнь).
    Олицетворение - придание черт человека неживым предметам (вьюга злилась)
    Противопоставление - один предмет (явление, действие, признак) противопоставлен
другому (Не холодный, а горячий)

3. Приставки 
    1 группа - приставки, оканчивающиеся на -з, -с: без/бес, раз/рас, низ/нис, из/ис, воз/вос,
вз/вс, через/черес
  Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от
глухости/звонкости последующего согласного.
    2 группа - приставки пре, при
ПРИ - приближение, неполнота действия, близость, присоединение
ПРЕ - очень (премудрый), пере (прервала)
 Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от
значения"
     3 группа - НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ приставки на согласную: с, в, от, пред, над, под
 Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание приставки не
определяется правилом"
 Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит
от глухости-звонкости последующей согласной"
   Важно! если выбираем между двумя или несколькими словам с неизменямыми
приставками выбираю тот вариант, где происходит оглушение или озвончение согласного.
Например: сделать [зделать]
                 вскоре [фскоре]
                 подтверждение [поТверждение]
 
4. Суффиксы - только Н и НН
 
А) Прилагательные. 
Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется
правилом: Два Н пишется в в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от
существительных с основой на Н"
Например: длиННый - длиНа+Н,
                 иностраННый - страНа+Н,
                 воеННый - войНа+Н,
                 дряННой - дряН+Н,
                 соННый - соН+Н
 

Б) Прилагательные-исключения - стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный

Формулировка задания: "Выпишите слово, в котором правописание суффикса НЕ
определяется правилом, является исключением"
 
В) Краткое прилагательное - КАКОВ? (прилагательное с усеченным окончанием)
Например: неизменна - неизменная, любезна – любезная
Г)Полные страдательные причастие - КАКОЙ? (тот, который испытал действие и после
этого действия приобрел признак)
Например: поваленные - те, которых повалили
                 вверенный - тот, которого вверили
                 положенное - то, которое положили
!Д) Краткие страдательные причастия - КАКОВ?- то же причастие, но с усеченным
окончанием и с одной Н.
Например: приручен - прирученный - тот, которого приручили
                  съедено - съеденный - тот, которого съели
                 вызван - вызванный - тот, которого вызвали
                 
Е) Наречия - КАК? (стоят всегда рядом с глаголом!)
Например: спрашивала (как?) раздраженно,                 исчезла (как?) временно
Важно! В заданиях на приставки и суффиксы найденное слово выписываем в той
грамматической форме, в которой оно стоит в тексте, без изменений!
 
5. Стилистические синонимы.
Важно! подобранное слово ставим в той грамматической форме, в которой дан образец!

6. Виды подчинительной связи в словосочетании.
   1. Находим главное и зависимое слова. 
   2. Важно! Главное слово оставляем БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ, в той грамматической форме, в
которой дано!
   3. Изменяем ТОЛЬКО зависимое. 
         Для управления зависимое слово - существительное в косвенном падеже с предлогом
или без.
         Для согласования зависимое слово - прилагательное
         Для примыкания зависимое слово - наречие.
 
7. Грамматическая основа предложения.
Подлежащее.
Подлежащего в косвенном падеже  НЕ БЫВАЕТ! 
Задаем оба падежных вопроса, чтобы отличить:
И.п. - кто? что?
В.п. - кого? что? 
Составные подлежащие: три окошка, пара ребятишек, несколько прохожих.
"Необычные" подлежащие, местоимения разных разрядов: ЭТО (это будет подарок), ВСЁ
(все было в порядке), ЧТО-ТО (что-то мелькнуло), КТО-НИБУДЬ, НИКТО и пр.
 
Сказуемое
1) Глагол быть (стать, становиться, казаться) во всех видах - глаголы-связки в
составном именном сказуемом, ищем именную часть. (Например: стало страшно.
Стало – глагол, страшно – именная часть. Стало страшно – составное сказуемое).
2) Модальные слова - часть сказуемого: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НАДО, НУЖНО, ПУСТЬ,
НАДОБНО

3) Слово НЕТ -  самостоятельное сказуемое, не требует именной части, подлежащего в
таком предложении не будет.
 
Важно! Грамматическую основу выписываем в той последовательности, в которой она
расположена в предложении. Слова местами не меняем!
Например: Только слёзы её лёгкие были. Выписываем: слёзы лёгкие были. Неправильно:
слёзы были лёгкие

8. Обособленные конструкции.
Обособленное - выделенное запятыми (или тире - приложение).
Необособленное - не выделенное знаками препинания.
Нераспространенное - одно слово
Распространенное - больше одного слова.
 
Обособленное обстоятельство - деепричастный оборот (что делая?, что сделав?)
Обособленное определение - причастный оборот ( реже прилагательное с завис.словами)
- какой?
Обособленное приложение - определение, выраженное существительным, второе
название предмета.
Например: Пришел новый классный руководитель, (какой?) В.Ю.Шенгели, (какой?)
литератор.
Но календулы (какой?), уголечков этих радостных, нигде нет.
У него была такса (какая) - черная головешка на четырех ножках.
 
Несогласованное определение - определение, выраженное не прилагательным или
причастием, а другими частями речи.
Например: 
Девочка (какая?) с косичками.
Собака (какая?) с темными полосками на спине.
Мальчик (какой) лет десяти.
Желание (какое?) учиться.
 
Важно! Смотрим в единственном или множественном числе сформулировано задание.
Надите предложение или Найдите предложения...
Выпишите номер предложения или выпишите номера предложений
 
9. Вводные слова и обращения.
Эти конструкции всегда выделены запятыми!
 Вводные слова выражают степень уверенности, различные чувства, источник сообщения,
 оформляют мысли.
Например: конечно, видимо, к счастью, к сожалению, видно, несомненно, наверное,
говорят, во-первых, таким образом.
Вводные конструкции (больше 1 слова) - к удивлению всех, на самом деле, кстати сказать.
 
Обращения НАЗЫВАЮТ того, к кому обращаются с речью.
Например:Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь, соня.
Но это, милостивый государь, вздор.
Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
Важно! по формулировке задания непонятно, сколько слов надо найти. Смотрим
внимательно сами.
 

10. Количество грамматических основ.
Важно! Ответ записываем цифрой.
Ловушка: безличное (или другое односоставное) среди полных грамматических основ.
Например:
[Ленка подошла к Димке вплотную] - [стоило ей протянуть руку], и [она дотронулась
бы до его плеча].
[В море переливались нефтяные разводы], [будто где-то за горизонтом произошла
катастрофа], [рухнула радуга] и [ее обломки прибило к берегу].
[Куница временно исчезла], но [когда она оправилась и окрепла], то [она снова пришла
к тому дому], [куда ее будто на поводе тянуло].
11. Виды связи в сложном предложении.
Узнаем по союзам.
Сочинительная - И, А, НО, ДА, ЗАТО, ОДНАКО
Предложения равноправны по отношению друг к другу.
Важно! сочинительные союзы (и, а, но, да) могут соединять однородные члены! 
Например: Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала
кричать, а потом велела нам убираться вон.(сидела, но заскулила – однородные сказуемые;
стала кричать, а … велела – однородные сказуемые; только союз И связывает
грамматические основы).
Подчинительная - союзы: ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, ЕСЛИ... 
                            союзные слова: КОТОРЫЙ, КТО, ГДЕ, КОГДА... 
Предложения неравноправны по отношению друг к другу. От одного предложения задаем
вопрос к другому.
 
Бессоюзная – предложения между собой связаны только знаками препинания - тире,
двоеточие, запятая, точка с запятой.
 
 
Важно! выписываем запятую перед союзами! 
Например: И дались они ему с таким трудом, что, дойдя до двери и обратно, он
почувствовал...
 
12.Виды подчинительной связи - последовательная и параллельная (однородная и
неоднородная).
В таких предложениях должно быть не менее 3-х грамматических основ.
 
Важно! Смотрим в единственном или множественном числе сформулировано задание.
Надите предложение или Найдите предложения...
Выпишите номер предложения или выпишите номера предложений
Однородные придаточные отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же
слову в главном предложении, могут не разделяться запятой при одиночном союзе И.
Неоднородные придаточные отвечают на разные вопросы, относятся к разным словам в
главном предложении, запятыми разделяются.
 
13. Сложное предложение с разными видами связи.
Если два вид связи - не менее трех грамматических основ (может быть больше)
Если три вида связи - не менее четырех грамматических основ (может быть больше).

Категория: Другое | Добавил: wolf777
Просмотров: 392 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Информационные ссылки

МБОУ "Школа №25", 653036 Россия, Кемеровская обл, г. Прокопьевск ул.Союзная, 6 © 2024